Ежедневные сводки из Донецка: минометные обстрелы, толпы беженцев, опустевший город, нехватка еды -воды... Раненые, погибшие, слезы, похороны — бесконечные сюжеты с передовой по ТВ. Это все о людях, которые могут о себе позаботиться. Могут раздобыть пропитание, укрыться от пули, в конце концов выехать из осажденного города. Бежать некуда лишь домашним животным, которых бросили на произвол судьбы, потому, как перевозить через границу любимца «накладно» и «хлопотно». В это сложно поверить, но в условиях военных действиях еще остались люди, которые думают не только о том, как самому спастись, убежать от пули. Сотрудники донецких приютов для животных в первую очередь озабочены, как сохранить жизнь домашним питомцам.
Мы связались с директором благотворительного фонда «ПИФ» Викторией Васильевой.
- Наш приют сейчас переполнен до отказа. На данный момент у нас проживает более 800 животных. Это перебор для нас. Но мы не можем оставлять погибать собак, кошек на улице под бомбежками, - начала разговор Виктория. - Люди бегут из города, и редко кто забирает с собой домашних любимцев. Кто-то просто выбрасывает их на улицу, кто-то привязывает к забору дома, оставляет в посадках, некоторые приносят собак-кошек к нам. К сожалению, мы не можем принять всех животных. Часто видим привязанных к столбам ухоженных кавказцев или алабаев. Видно, что еще недавно их холили и лелеяли. Хозяева бежали, питомцев оставили. Но такие собаки очень агрессивны, они не уживутся с нашими животными, которые и так теснятся в загонах по 5-8 зверей.
- Животные погибают на улицах города?
- Много брошенных животных погибло. Многих ранило. Как правило, они получают осколочные ранения. Звери - не люди. Их привязали, и убежать им невозможно, да и некуда. Вот недавно мы подобрали котенка с оторванной лапой и двух собак, которым тоже оторвало лапки.
- Почему беженцы не берут с собой животных?
- Причин много. Кто-то не хочет обременять себя лишними хлопотами, у кого-то не осталось денег, чтобы прокормить животное. Недавно к нам пришел мужчина и принес крошечную таксу, которая умещалась на ладони: «Мы уезжаем в Крым, не можем взять пса с собой». Я удивилась: «Но ведь совсем крошечный щенок, его спокойно можно перевезти на руках». И знаете, что услышала в ответ: «У нас столько вещей, что нам некуда уже поместить собаку». Конечно, мы забрали таксу себе. Иначе ее просто выбросили бы на улицу, где она могла погибнуть.
- Животные ведь чувствуют, когда их бросают?
- Конечно. Например, у нас под забором оставили овчарку. Ее хозяева уехали в Россию. Она страшно тосковала. Вскакивала на каждый шорох, все ждала, когда за ней вернуться. Ложилась около забора и замирала в одной позе в ожидании. Она так и умерла в этой позе. Не дождалась.
- Раньше вам удавалось пристраивать животных в добрые руки. Сейчас желающих забрать собаку-кошку не осталось?
- Да, мы вывешивали фотографии наших питомцев в соцсети, их разбирали. В основном, это были москвичи, питерцы, также отправляли животных во Францию, Германию. Но сейчас ситуация изменилась. Поезда не ходят, поэтому и отправлять зверей больше некуда.
- Многие домашние животные вздрагивают от выстрелов салюта, прячутся под диван от звука грома. Как ведут себя ваши питомцы, когда на улицах идет постоянная стрельба?
- Поначалу они, конечно, боялись выстрелов — лаяли, бегали, суетились, пытались спрятаться. У одной старой немецкой овчарки от испуга даже случился сердечный приступ, когда в центре города раздался мощный взрыв. Мы ее еле откачали. Сейчас потихонечку приходит в себя. Но со временем наши собаки привыкли к громким звукам. У них даже привычка выработалась — когда начинают рядом бомбить, они одновременно все затихают, перестают играть и тихонечко сидят. Ведут себя совсем, как люди.
- Как же у вас дела обстоят с едой для питомцев?
- Все хуже и хуже. Раньше нас снабжали продовольствием местные большие супермаркеты. Отдавали нам продукты, у которых подходил к концу срок годности. Сейчас почти все магазины закрыли. Осталась еще свиноферма, там нам помогают. Но чтобы туда добраться, нам приходиться ездить под пулями, что небезопасно. Также нет у нас больше хлеба. Хотя еще полгода назад хлеб, который не распродавали, отдавали нам. Удалось закупить лишь последние пачки овсянки, запариваем ее и кормим наших животных. Сухим кормом запаслись заранее. Но этих запасов хватит ровно на 20 дней. Что делать дальше, не знаем. Боимся, что начнутся серьезные перебои с водой. Как-то три дня в городе не было воды, выжили мы лишь на своих запасах. Но если воду перекроют на более затяжной срок, будем ломать голову над этой проблемой. Придется просить водителей поливочных машин доставлять нам воду из водоемов. Но на ней после тщательного кипячения можно будет только варить овсянку, поить животных такой водой — нельзя. И помощи нам ждать не от куда. Тут до людей-то с трудом доходит гуманитарная помощь, что уж говорить о животных. Кому они нужны сейчас?...