Православная церковь расценивает чрезмерную любовь к животным как идолопоклонничество, но призывает к братьям нашим меньшим относиться по-человечески, – об этом заявляет протоирей Минского епархиального Управления Белорусского экзархата Сергий Лепин.
"Бог для того и сотворил животных, чтоб человек, глядя на них, был человеком. Грех – он как болезнь: либо недостаток, либо избыток чего-то. И тему любви к животным можно рассматривать сквозь призму данного суждения. Согрешить можно двояко – и чрезмерно любя животное, делая его "идолом", отводя ему то место, которое должно было бы быть занято другим человеком, превращая свою жизнь в служение животному. И напротив – жестоко, не по-человечески относясь к животным. Весьма вероятно, что тот, кто ненавидит животных, не любит и людей, этому и Писание учит: "Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко", – процитировал священнослужитель. "В фетишизации животного нет ничего хорошего. Неправильное отношение к животному вредит как человеку, так и животному", – отметил он.
- В последнее время появилась мода на помпезные кладбища для животных, владельцы собак, кошек ставят им памятники. Как это расценивает православная церковь?
- Ответ на вопрос о том, должны ли быть кладбища для животных, однозначный – они должны быть, в том числе и в санитарных целях. Если хомячка или канарейку можно похоронить под деревом во дворе, то с лошадью или собакой так может не получиться. Должно быть специальное место – пусть оно будет называться кладбищем для животных. Не думаю, что так сложно найти соответствующий клочок земли. Можно, конечно, сказать и об эмоциональной составляющей данной проблемы: труп любимой собаки – это не кусок испорченного мяса. На помойку его не выбросишь. Все хорошо в меру и в свое время. Дорогие ограды и памятники на таких вот кладбищах – конечно же, излишества. И иногда это верно не только относительно захоронений животных – даже человеческие захоронения должны быть скромными и обходиться без излишеств. Лучшим памятником для животного будет наше отношение к другим животным: например, лучше помочь приютам для бездомной живности. Про любовь к ближнему и необходимость ее действенно проявлять я уж и не напоминаю! Недопустимо использовать на кладбищах для животных христианские символы.
- Что с точки зрения православия должен соблюдать человек, который решил завести животное?
- В первую очередь, он должен четко соизмерить свои желания и возможности. Все должны получить свою пользу: и животное, и человек. Важно, чтобы любовь к животному не вступала в противоречие с любовью к человеку: животное не должно причинять беспокойства окружающим, оно не должно быть опасным. Не стоит забывать и о правах самого животного: общество заводчика, а также предоставленные животному условия не должны быть в тягость животному. Забота о животном не должна наносить вред семейным отношениям, добрососедским связям, профессиональной деятельности и, конечно, духовной жизни человека.
- Правда ли, что нельзя освящать квартиры, в которых содержатся животные, и что животные не должны находиться в комнате, где висят иконы?
- Нет, таких правил нет. Православная церковь не возражает против содержания животных в доме (в разумных пределах). И это не является препятствием к освящению жилища. Только нераскаявшийся грешник является носителем духовной скверны. Поэтому наличие животного в доме может ухудшить санитарную обстановку, но осквернить жилище оно не может. Главное, чтоб отношение хозяев к животному не было скверным.
- А есть ли в православии молитвы о животных?
- В православии есть много молитв о животных – спутниках и помощниках человека. Есть молитвы на освящении стад, молитвы перед выгоном их на пастбища, молитвы на освящение ульев, молитвы, читаемые во время падежа скота и пр. Они, как видим, неразрывно связаны с сельскохозяйственной деятельностью человека. Конечно, когда они формировались, вопрос о любимых собачках в городских квартирах, котах и канарейках не стоял. Но мы верим, что духовная жизнь человека способна изменить и жизнь животных. Жить в согласии с Богом – значит, жить в согласии и с природой, венцом которой человек является. Из житий мы видим, что у многих святых животные (порой и самые опасные) жили рядом, а Писание нас учит, что все нестроения в материальном мире произошли по вине человека.
- Как православие трактует вопрос о существовании у животных души?
- Здесь позиция православной церкви однозначная – у животных нет бессмертной души и, стало быть, нету личного индивидуального бессмертия. Между человеком и животным есть много общего, но это то, что отличает нас от животных. Учение о посмертной жизни животных православной церковью отрицается.
РИТУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ДЛЯ ЖИВОТНЫХ